Кто будет читать эту статью? Скорее всего, тот, кто готовится привести своего ребёнка «первый раз в первый класс». В такой ситуации всем немножко страшно: родители тревожатся, всё ли сделали для подготовки ребёнка к школе, бабушки и дедушки боятся, как бы не обидели в новом коллективе любимого внука, и сам будущий первоклассник, конечно, опасается неизвестного. Давайте вместе подумаем, что же это такое: готовность к вступлению в школьную жизнь.
Действительно, поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед родителями, педагогами, психологами. Одна из них – определить уровень готовности к школьному обучению, индивидуальные особенности ребенка (общения, поведения, психических процессов), спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника.
Вообще говоря, это серьёзная научная проблема, и многие отечественные и зарубежные учёные (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Божович Л.И., Гуткина Н.И., Керн А., Йирасек Я. и другие) работали над ней. Родителям кажется: если малыш умеет читать и считать, он вполне готов к школе. Но раннее обучение основам грамоты, счету не является залогом беспроблемного дальнейшего обучения. Всё намного сложнее. Готовность к обучению напрямую связана с формированием мозговой организации всех психических процессов человека.
Что же это такое – «Психологическая готовность к школе»?
- Интеллектуальная готовность — сформированность основ образного и словесно-логического мышления. Дошкольник должен быть способен к анализу окружающего мира, разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам, установлению причинно-следственных связей, классификации и объединению в «понятийные группы».
- Личностная готовность — это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. При этом ребёнок уже должен владеть своими эмоциями, осваивая социальные нормы выражения чувств. Очень важное качество – развитость произвольности, то есть умения делать то, что должно. К 7-7,5 годам ребенок должен уметь самостоятельно удерживать в поле внимания инструкции и задания, выстраивать программу их выполнения, исправлять ошибки.
- Социально-психологическая готовность — наличие качеств, благодаря которым ребёнок может общаться с другими детьми, учителями. Необходимы гибкие способы установления взаимоотношений, умение войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, учитывать интересы и обычаи детской группы.
Как эту готовность могут формировать родители?
Универсального ответа нет – каждый ребенок индивидуален. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно!