Содружество муз

s1200-1068x684

Ежегодно весной старшеклассники «ГАРМОНИИ» собираются, чтобы поговорить об искусстве, посмотреть творческие проекты учащихся нашего лицея. Встречи, которые получили название «Содружество муз», стали доброй традицией школы с 2008 года, и 26 мая в актовом зале школы снова собрались вместе ученики 7-х, 8-х и 10-го классов. Для размышления предложена тема: «Творческие проекты как способ самовыражения (Перелистывая страницы прошлых лет)».
Главными героями вечеров «Содружество муз» всегда были творческие проекты. Не стала исключением и новая встреча. Живопись, музыка, поэтическое слово приглашали к размышлению о поиске истины, о любви и дружбе, о верности и предательстве, о красоте. В своих проектах лицеисты делились мыслями и чувствами, это была возможность выразить себя и быть услышанными. Самые яркие проекты достигали искусства самовыражения.
В 2012 году Александр Сулимов выбрал для своего проекта работы величайшего русского пейзажиста Исаака Левитана. Вековая тишина русских просторов, серенький ситец неба, убегающая вдаль незаметная тропинка, неспешное течение реки… Красота пейзажей Левитана полна нежности и лёгкой печали. Саша Сулимов наполнил эти пейзажи неожиданным звучанием, современными музыкальными ритмами и яркими гармониями. Он поделился с нами именно своим восприятием творчества Левитана, и мы увидели знаменитые работы иначе.
Удивительно, как Оля Бухмирова сумела передать теплоту и хрупкость свечения живописи Огюста Ренуара. Мелкие летящие мазки, изысканное сочетание розового и зелёного, лёгкость и невесомость живописи приобретают особую хрупкость благодаря музыке Дебюсси.
Дима Костенко и Эля Урбанайтес создали проект, посвящённый творчеству Мэри Кассат. В центре её творчества – вечные и бесконечно трогательные отношения матери и ребёнка, которые вызывают теплоту, покой, нежность, улыбку. Но авторы проекта нашли в себе смелость изменить традиционный подход к импрессионизму. Дима и Эля заявили: «Мэри Кассат была женщиной-борцом, и здесь не уместна сентиментальность и излишняя чувствительность!». Благодаря такому взгляду, свободе, творчеству, проект приобрёл внутреннюю силу, энергию, которые действительно присущи Мэри Кассат.
Екатерине Лисянской, автору проекта «Супрематизм», тонкое художественное чутьё подсказало, что предметный мир супрематизма (линии, квадраты, треугольники, овалы, круги) в любое мгновение готов взорваться, чтобы улететь в пространство и заполнить космос собою. Энергетика геометрических фигур и цвета рвётся за пределы полотна. Творческая дерзость помогли Екатерине создать прекрасный образ художественного стиля: очень динамичного, очень яркого.
О художнике Филиппе Малявине всегда говорили: «Он всё делает неправильно, художники так не пишут. Что за безумный цвет на его полотнах!». У него была неистовая любовь к цвету, его интенсивности и яркости, к цвету, доходящему до крика. Цвет вырывается и выплёскивается за рамки полотна, увлекает за собой. ого, неспокойного, новаторского. Удивительно, как это почувствовала Настя Лобанова, и сумела закружить всех в этом ликующем хороводе.
Во всех лучших работах живут внутренние переживания, напряжение мысли, исповедальность. Глубокое зрение питает душу. В проекте Сони Шубиной «Портреты человеческих душ» – работы художника Игоря Мельникова. Это портреты детей, но в лицах нет игры, детской лёгкости, беззаботности. Рассказывая о своём проекте, Соня привела слова художника: «Для меня это не портреты детей, а портреты человеческих душ.… если я мог бы задать проблему, которая интересует меня больше всего, то она бы звучала так: маленькое, слабое человеческое существо, вступающее в этот огромный, жестокий, безумный мир…”. Соня объяснила, что хотела передать чувство нашей незащищённости, может, даже беззащитности в этом мире. Ты приходишь в жизнь, ты рад миру и ему открыт, но не только красота, и боль отражается в твоих глазах. Как найти своё место, своего человека, своё занятие, в котором ты обретёшь опору, смысл, покой? Для Сони портреты Мельникова — это о попытке найти «дом»… Детские глаза человеческих душ обращаются к нам с требованием веры и просьбой о любви…
Участники встречи посмотрели несколько новых проектов, работ этого года. Первые шаги наших восьмиклассников. Насте Соколовой удалось создать творческое высказывание на тему: «Место, где тебя поймут». Для Насти это место – горы, и она рассказала не только о горных пейзажах, но и о себе, и сделала это тонко, вдохновенно, сопровождая рассказ необыкновенной музыкой.
Дарина Гизатуллина пригласила всех в морское путешествие. Мы видим водную стихию – и чувствуем за каждым морским пейзажем психологическое состояние человека…
Искусство фотографии, которым занимаются многие наши лицеисты, есть творчество и самовыражение. Настя Коробейщикова предложила проект, в котором все фотографии сделаны ею самой и объединены в точное и искреннее эстетическое высказывание о прелести и значительности каждого дня.
К творчеству импрессионистов обратилась Камилла Сафарчиева, и её проект имеет ни на кого не похожее авторское звучание.
Есть ученики, которые каждый год, создавая проекты, находились в поиске средств художественной выразительности и открывали нам всё новые возможности. Катя Власова использовала самые разные способы эстетических высказываний. Всем запомнились Катины проекты – например, с её авторскими фотографиями, на которых она увидела по-своему наш город. Но сегодня был показан проект Кати по работам Зураба Мартиашвили, раскрытым Катей с помощью специальной технологии «оживления» картин. Философия этого художника, детская непосредственность, экспрессивность формы и праздничное буйство красок в сочетании с красотой и гибкостью линий — вот язык, на котором художник общается со зрителем. И Катя, высвечивая, поворачивая каждую картину, меняя линии и пропорции, сопоставляя и соединяя, говорит на этом языке! Ей удалось без слов сказать многое о притягательных декоративных – или не декоративных? – картинах, в которых есть детскость и мудрость, юмор и волшебство.

Проникновенно читали ребята стихи Всеволода Рождественского, Евгения Евтушенко, Вадима Шефнера, Дмитрия Абрамова, Натальи Мезенцевой, Льва Озерова, Арсения Тарковского. Органично вплелась в ткань разговора музыка Сергея Прокофьева в исполнении ученика 8 класса «ГАРМОНИИ», выпускника ДМШ №4 Фёдора Астахова (класс преподавателя Шеберстовой Елены Гарольдовны), Сергея Рахманинова в исполнении студентки Ивановского музыкального училища Дарьи Поповой и Ференца Листа в исполнении учащейся Детской музыкальной школы при Ивановском музучилище Дианы Ширшовой (класс преподавателя Марии Владимировны Людвовой).
Особую благодарность выразили участники встречи постоянной ведущей «Содружества муз», искусствоведу Наталье Яковлевне Евстифеевой и её соведущему, ученику 8б класса Василию Сытову. Их свободный и увлекательный диалог задал интонацию и ритм вечера.
Главным залогом успеха этого праздника искусства стал педагогический талант Натальи Яковлевны, её умение сопереживать и сотрудничать, абсолютный эстетический слух.

901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 912 913 914922923